Рим, Вена, Мадрид, Париж – столицы оперного февраля

Февраль не так богат оперными новинками, как следующие месяцы года. Традиционно в феврале проходил карнавал, после него начинался Великий пост, театры закрывались, артисты оставались без работы вплоть до середины марта – начала апреля. Память об этих «сонных» для театралов временах еще жива, особенно в католических странах, где значимые и ожидаемые премьеры группируются вокруг пасхальных празднеств, о чем мы в свое время вас обязательно известим. Тем не менее процесс идет, премьеры запланировали, и приятно, что в более мягких с точки зрения климата странах Европы тоже есть, что посмотреть и послушать.

Интересные оперные мероприятия февраля пройдут в Королевском театре Мадрида. 31 января в Teatro Real стартует серия премьерных показов оперы Бенджамина Бриттена «Билли Бад» в постановке культовой англичанки Деборы Уорнер. После премьеры в Большом театре многие оценили эту малоизвестную у нас оперу и жаждут повторить опыт слушания в иных трактовках, а мадридцам встреча с шедевром Бриттена предстоит впервые. Театр приготовил поистине королевский подарок самому себе и зрителям к двойному дню рождения: в 2017 в Мадриде празднуют двадцатилетие последней реконструкции здания, когда Teatro Real вернул себе внешний облик и “начинку” оперного театра в современном понимании (были улучшена акустика и дизайн зрительской части), а в 2018 грядет двухсотлетие основания театра, подготовка к которому началась сильно заранее. В фокусе: новые оперы, заказанные современным композиторам, постановки знаменитых названий, еще не дошедших до Мадрида, и просто популярные оперы с интересным составом исполнителей. В связи с этим в мадридскую афишу сейчас стоит заглядывать как можно чаще. «Билли Бад» попал в список опер, обязательных к показу в юбилейную сессию, так как до этого никогда не звучал в Teatro Real. На постановку не пожалели  средств, это будет совместная постановка с Парижской Оперой, но с премьерой именно в Мадриде. В спектакле заняты, в основном, англичане, кроме исполнителя заглавной партии. Билли Бада споет молодой баритон из ЮАР Жак Имбрайо, который прославился в этой роли на фестивале в Глайндборне, а также известный российскому зрителю по пермскому «Дон Жуану». Капитана Вира исполнит английский тенор Тоби Спенс. По выбору певцов понятно, что у Уорнер будет совсем иная раскладка характеров, чем сложилась в Большом театре с Билли Бадом, выращенном на «фабрике грез». Уорнер, постановщица жесткой аутентичной «Дидоны и Энея» в Париже и «мыльнооперного» «Евгения Онегина» в Нью-Йорке, расскажет не универсальную историю с христианским подтекстом, а какую-то конкретную драму на конкретном английском корабле. За дирижерским пультом – Айвор Болтон. Следующие спектакли пройдут 3, 6, 8, 12, 15, 18, 19, 22, 25 и 28 февраля, и если отправиться в Мадрид в конце месяца, можно получить дополнительный подарок в виде мировой премьеры оперы современного испанского композитора Елены Мендоса «Город лжи» на сюжет четырех рассказов уругвайского писателя Хуана Карлоса Онетти. Партитуру Мендосе заказал сам Жерар Мортье, когда был жив и директорствовал в Real. Четыре актрисы –  две певицы, альтистка и аккордионистка – отгородятся от мира и своей частной жизни стеклом снов и фантазий, а собравшиеся в баре мужчины, из разговоров которых зрители и узнают о существовании этих затворниц, будут грубо их обесценивать своей ложью. Спектакль пройдет всего пять раз – 20, 21, 23, 24 и 26 февраля. За дирижерским пультом Титус Энгель, режиссер – мастер социальной драмы Матиас Ребшток. С 19 по 28 Мадрид точно будет стоить мессы.

Самый конец февраля и половина марта – отличное время для посещения другого южного и католического города. 28 февраля в Римской Опере пройдет премьера «Трубадура» (следующие спектакли 2, 4, 5, 7, 8 и 10 марта). Спектакль каталонского режиссера Алекса Олле из знаменитой группы «Фура делс Баус» уже хорошо зарекомендовал себя в Париже и Амстердаме (совместная постановка с Парижской Оперой и Голландской Национальной Оперой). Режиссура Алекса Олле и сценография Альфонса Флореса похожи на стенгазету с полароидными снимками ежедневной войны нашей жизни. В «Трубадуре» Верди нет спокойствия, действие оперы наполнено странными и страшными событиями, на фоне которых развиваются отношения людей, с этими мрачными новостями извне напрямую связанные. У Олле это толпы беженцев (цыгане), религиозные фанатики всех мастей, пасущиеся вокруг Леоноры, группы военных – сторонников Ди Луны и Манрико. Режиссер не пытается разобраться в сюжете Верди и не хочет его осовременить, он лишь говорит, что великий композитор высказался на вечную тему и живописал хаос, который на планете людей имел место и будет иметь место всегда.

Состав исполнителей замечательный, и здесь самое место сделать комплимент Римской Опере, которая за последние пару лет вдруг превратилась в цивилизованный музыкальный театр с красивым сайтом, достойным репертуаром, качественными, если не сказать больше – роскошными составами режиссеров, дирижеров, певцов и балетных артистов. Раньше стопроцентно высокое качество было только у оркестра, с которым много работал маэстро Риккардо Мути, а солисты выступали разного калибра, как и режиссеры. Пусть не будет в этом «Трубадуре» Анны Нетребко и Людовика Тезье, которые заняты в одноименном спектакле в Вене, зато поют наши российские оперные звезды Татьяна Сержан и Екатерина Семенчук, а также Симоне Пьяццола и Фабио Сартори. Они поют через день с другим составом, тоже достаточно выразительным. За пультом – Ядер Биньямини. До конца сезона в этом театре еще будут интересные проекты, о чем мы обязательно напишем.

Не знаю, сговорились театральные менеджеры Рима и Вены, или нет, но они будто специально постарались для поклонников музыки Верди и российских примадонн Анны Нетребко и Татьяны Сержан, блистательных исполнительниц роли Леоноры в «Трубадуре», и поставили их спектакли в разные дни.

В Венской Опере также запланировала премьера «Трубадура», которую будет петь Анна Нетребко, Роберто Аланья и Людовик Тезье. Речь про пять спектаклей – 5,  9, 12, 15 и 18 февраля. Оперу ставит известный итальянский режиссер, сын Клаудио Аббадо – Даниэле Аббадо, за пультом – Марко Армильято. Сотрудничество Даниэле Аббадо с Венской оперой началось год назад, когда он делал здесь новую постановку «Дон Карлоса». Состав исполнителей был похожий, но там ставку делали на немецкую примадонну Аню Хартерос. «Трубадур» не шел в Опере 16 лет и возвращение шедевра Верди решили сделать триумфальным, пригласив Анну Нетребко и режиссера, с которым она сможет продуктивно работать. Напомню, что после выступления в 2014 году в Зальцбурге в постановке Херманиса, сделанной в духе фильма «Ночь в музее», все театры мира хотя заполучить Анну Юрьевну Нетребко именно в роли Леоноры.

Даниэле Аббадо много лет руководил театрами в Италии и не является сторонником броского режиссерского театра. Он грамотно работает с певцами и музыкальным материалом, ставит, как говорят в драматическом театре, «на индивидуальность». Наверное, его театр можно назвать психологическим, насколько это применимо к опере. Костюмы и сценографию для постановки делают Карла Тети и Грациано Грегори, знаменитый дуэт, чье блистательно оформление помнят зрители «Арлекина – слуги двух господ» Гольдони, итальянского спектакля, что в 2006 с аншлагами гастролировал на сцене Малого театра. Но в этой венской истории уже не так важно, кто ставит и кто оформляет, главное, что Нетребко поет свою коронную партию именно в Вене и с такими замечательными партнерами.

По-прежнему эпицентром оперной активности остается столица Франции, где в феврале кроме Парижской Оперы с ее долгожданной премьерой «Так поступают все женщины» в постановке выдающегося фламандского хореографа Анны Терезы де Кеерсмакер новые спектакли выпустят Опера Комик на сцене Театра Шатле, того самого, где выступали звезды «Русских сезонов» Нижинский и Карсавина, и третий парижский дом, где тоже несколько раз в год ставят полноценные оперы, - Театр Елисейский полей. Соединить удовольствия по датам будет трудно, поэтому придется выбирать.

На сцене Опера Гарнье (больше известной своим старым названием Гранд-Опера) состоится (26, 28, 31 января, 4, 7, 10, 13, 16 и 19 февраля) самое раритетное и уникальное событие не желающей пока уходить зимы – «Так поступают все женщины». Кроме того, что шедевр Да Понте согласно моде последних сезонов интерпретирует хореограф, спектакль будут давать силами молодых и пока не раскрученных составов певцов, но с именитым дирижером Джорданом, а в танцевальной части сойдутся артисты парижской труппы и бельгийской компании Rosas.

Одновременно на сцене Опера Бастилии идет (26, 28, 31 января, 1, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 16, 17, 20, 21, 23 февраля) «Волшебная флейта» Робера Карсена, впервые представленная на Пасхальном фестивале в Баден-Бадене. Здесь как раз звездный состав – Павол Бреслик и Станислас де Барбейрак чередуются в роли Тамино, а Михаэль Фолле и Флориан Семпи в роли Папагено, Надин Сьерра и Кейт Ройял поют Тамину, Рене Папе выходит в качестве Зарастро, а Альбина Шагимуратова блеснет Царицей ночи.

Просмотр обоих спектаклей можно объединить с премьерой комической оперы Оффенбаха «Фантазио» производства Опера Комик, расквартированной на время ремонта своего исторического здания на Рю Фавар в Шатле. Спектакль показывают 12, 14, 16, 18, 20 и 22 февраля. Здесь две приманки – модный эксцентричный режиссер Тома Жолли, дерзко ворвавшийся в мир оперы с сентябрьским «Гелиогабалом» Кавалли в Парижской опере, и потрясающая юная меццо-сопрано Марианна Кребасса, любимица Марка Минковского и героиня Зальцбургских фестивалей, в роли проштрафившегося героя драмы Альфреда де Мюссе Фантазио. Редкая во всех смыслах вещица Оффенбаха и достойная внимания своим составом исполнителей.  

И в самом конце февраля (28) стартуют показы «Возвращения Улисса на родину» Монтеверди в Театре Елисейских полей. Постановку осуществляется силами французского коллектива Le concert d'Astrée, славного исполнением барочной музыки на исторически информированных инструментах, его руководителем Эмманюэль Айм, при участии харизматичных певцов Магдалены Кожены в роли Пенелопы и Роландо Вильясона в роли Улисса. Поставит спектакль Мариам Клеман, известная своей любовью к теориям Зигмунда Фрейда. Мартовские показы пройдут 3, 6, 9 и 13. Начало марта в этом театре и концертном зале по совместительству будет насыщенным, но об этом читайте в концертном анонсе.

Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»

footer




Театры Фестивали Концертные залы Мюзиклы и кабаре Карнавалы и балы Путешествия и отдых

Продать билет Как оплатить Контакты



подписаться

ТБП "Бинокль" в ОдноклассникахТБП "Бинокль" в Google+ТБП "Бинокль" в ТвиттереТБП "Бинокль" в сети FacebookТБП "Бинокль" В КонтактеМы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
Наш aдрес: Москва, Б. Дмитровка, д. 17 (здание Музыкального театра им. К.С. Станиславского)
Нaш телефон: (495) 225-8334,
Skype: tbpbin
Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить")
Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.

Все права защищены.
Материалы сайта www.binoculars-travel.ru не могут быть использованы без письменного разрешения компании ТБП «БИНОКЛЬ»

counters