Оперные события января в Европе и США

Во главе «пятерки» обязательных для посещения в январе оперных постановок «расположился» парижский «Лоэнгрин» Р. Вагнера в Опере Бастилии с участием Йонаса Кауфмана (он поет 18, 21, 24, 27 и 30 января). Это перенос во Францию культового спектакля Клауса Гута, которым в 2012 году в преддверии года Вагнера открывался сезон миланской Ла Скала.

Главным персонажем оперы здесь выступает Эльза, именно вокруг нее строится действие, перенесенное режиссером из рыцарско-романтической Германии X века на «задворки» казарменно-милитаристской Пруссии времен ее заката. Король Генрих, которого с миланской премьеры поет немецкий бас Рене Папе, выведен карикатурно бесхарактерным и безвольным правителем, не умеющим даже точно прицелиться и выстрелить во врага. В его государстве царит мистический хаос. В прошлом принца Готфрида и его сестру Эльзу, страдающих эпилепсией, воспитывала знахарка Ортруда Дети дружили, вместе ходили-бродили по лесам и полям, пока не наступили дурные времена – отец их умер, Готфрид таинственным образом исчез, а Эльза замкнулась в себе. На этой почве усугубилось наследственное заболевание, вместе с взрослением в ее нездоровом сознании начал вылепляться образ идеального мужчины, защитника, рыцаря, чьи черты были «списаны» с любимых братских черт, так как никакого другого существа мужского пола в ее мире и не было. И когда образ лебединого рыцаря стал совсем уж навязчивой идеей, этот двойник Готфрида материализовался. С колосников посыпались перья, а на полу возник съежившийся комок, который встал, расправил плечи, схватил меч и объявил себя защитником Эльзы. Вот этого выдуманного нереального героя – брата и возлюбленного одновременно – и поет Йонас Кауфман, демонстрируя свое королевское пианиссимо.

Спектакль также понравится поклонникам творчества Андрея Тарковского, пронзительные пейзажи из фильмов которого красиво процитировал художник Кристиан Шмидт. Эльзу поет харизматичная австрийка Мартина Серафин, в роли Ортруды выходит Эвелин Херлициус, певица с пряной и очень уместной для роли колдуньи ноткой истеричности в голосе и манере исполнения, партию Фридриха Тельрамунда исполняет ведущий вагнеровский баритон Вольфганг Кох. За пультом сам музыкальный руководитель Парижской оперы и знатный «вагнерианец» Филипп Джордан.    

* * *
Второй важный оперный маршрут января – Вена. В двух спектаклях Венской оперы принимает участие перуанский соловей Хуан Диего Флорес. 7, 10 и 13 января он поет Эльвино в «Сомнамбуле» В. Беллини в компании Даниэлы Фалли в роли Амины и Луки Пизарони в партии Графа Родольфо, а 22, 25, 28 января и 1 февраля выступает в том же оперном доме в «Ромео и Джульетте»  Ш. Гуно в паре с нашей соотечественницей Аидой Гарифуллиной и Пласидо Доминго в качестве дирижера.

Обе постановки старые и не имеют отношения к радикальному режиссерскому театру, они, хоть и наполнены простенькими артефактами постмодернизма, нацелены на спокойную демонстрацию звездного бельканто. «Сомнамбулу» поставил швейцарец М. А. Марелли, любитель сценографических аттракционов. Хуан Диего Флорес, обладающий завидной физической формой, привык уже к этому полному опасностей перформансу Марелли, имеющемуся в репертуаре нескольких европейских театров, и поет свою коронную роль легко и непринужденно. Примерно то же самое можно сказать и о подвижном и гуттаперчевом Пизарони, неожиданно представленном здесь не в разночинских обмотках Фигаро или Лепорелло, а в костюм солидного графа, помогающего восстановить справедливость в финале оперы.

* * *
Барочный флюгер указывает меломанам дорогу на Цюрих, где в оперном театре Чечилия Бартоли, Филипп Жаруски и Вардуи Абрамян лицедействуют в опере Г. Ф. Генделя «Альцина» в роскошной постановке Кристофа Лоя, а за дирижерским пультом стоит один из ведущих специалистов по музыке
XVIII века Джованни Антонини.

Лой использует заложенную в либретто этой оперы идею переодевания из женского платья в мужское, созвучную травестийному духу барочной оперы. Переодетые в наряды противоположного пола персонажи постоянно оказываются в двусмысленных ситуациях, которые, если следить за содержанием спетых арий, вызывают у зрителя слезы и сострадание к героям, а сама сценки выходят гомерически смешными. Особенно, когда трепетный мальчик Жаруски изображает и поет влюбленного в чародейку Бартоли Руджеро. Серия спектаклей стартует 31 декабря и дальше через день 2, 4, 6, 8 и 10 января.

* * *
Немецкая оперная примадонна Диана Дамрау порадует своих верных поклонников в роли Джульетты в хите Ш. Гуно «Ромео и Джульетта» в американcкой Метрополитен в той самой постановке, которую Барлетт Шер сделал в Зальцбурге в 2008 году в расчете на участие Анны Нетребко. Но российская прима ушла в декретный отпуск и спела эту Джульетту лишь через два года. А после спектакль отправился в путешествие по Европе и, дойдя до Нью-Йорка, попал в нежные руки молодых певиц. После Дамрау в марте роль Джульетты достанется очаровательной Претти Йенде.

В постановке Шера ровно столько режиссерской мысли, сколько требуется пуританскому зрителю Метрополитен-Опера. Она в меру костюмная, с красивой постельной сценой веронских молодоженов и огромным количеством мастерски поставленных драк. Главный конфликт оперы заключен не в соперничестве и борьбе кланов Монтекки и Капулетти, а в противостоянии поколения отцов, фланирующих по сцене в напудренных париках и камзолах XVIII века, в каких бы ходили родители Гуно, и поколения детей, «замурованных» в кожанки с металлическими заклепками и с банданами на головах. Партнером Дианы станет итальянец Витторио Григоло. В роли Падре Лоренцо выступает мариинский бас Михаил Петренко, участвовавший еще в зальцбургской премьере. За пультом маэстро из Турина Джанандреа Нозеда. 31 декабря, 4, 7, 10, 14, 17, 20 и 28 января.

* * *
Поездку в Вену можно совместить с приятным во всех смыслах путешествием в недалекий Мюнхен и застать в «Дон Карлосе» баварской Оперы сразу двух замечательных певцов не из клана теноров и сопрано. 15, 17 и 22 января в опере Верди, которую много лет назад здесь поставил и до сих пор опекает театральный волшебник Юрген Розе, лучший российский бас Ильдар Абдразаков споет Короля Филиппа, а лучший немецкий баритон Кристиан Герхахер исполнит роль Родриго.

Секрет этого спектакля не в каких-то режиссерских находках, а в его особом пазловом строении, в хорошем притирании друг к другу любых игроков. Сценография такая тесная, свет так беспощаден, что певец буквально обречен каждую минуту искать себя, находить свои частные эмоции для раскрытия характера персонажа. Розе, будучи по первому образованию художником, придумал уникальную сценическую темноту, которая не скрывает, а, наоборот, обнажает суть героев Верди. Спектакль можно смотреть бесчисленное количество раз ради каждого  нового исполнителя. Схватка брутального Абдразакова, который трактует Филиппа в ключе нравоучительного линейного деспота, с опытнейшим дипломатом маркизом Ди Позой в деликатном исполнении Герхахера, должна стать интереснейшим местом этого захватывающего триллера Розе. В январе за пульт уже не в первый раз встанет маэстро Паоло Кариньяни.

Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»

footer




Театры Фестивали Концертные залы Мюзиклы и кабаре Карнавалы и балы Путешествия и отдых

Продать билет Как оплатить Контакты



подписаться

ТБП "Бинокль" в ОдноклассникахТБП "Бинокль" в Google+ТБП "Бинокль" в ТвиттереТБП "Бинокль" в сети FacebookТБП "Бинокль" В КонтактеМы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
Наш aдрес: Москва, Б. Дмитровка, д. 17 (здание Музыкального театра им. К.С. Станиславского)
Нaш телефон: (495) 225-8334,
Skype: tbpbin
Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить")
Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.

Все права защищены.
Материалы сайта www.binoculars-travel.ru не могут быть использованы без письменного разрешения компании ТБП «БИНОКЛЬ»

counters