Обзор оперных постановок в сентябре 2017

Оперное изобилие сентября в Вене, Милане и Санкт-Петербурге

Оперный сезон удобно начать в Вене. Он открывается 4 сентября оперой «Трубадур» с участием Анны Нетребко. Напомню, что шедевр Верди не шел в Венской опере целых 15 лет и вернулся в афишу в минувшем феврале специально для Нетребко. На постановку был приглашен итальянец Даниэле Аббадо, сын великого дирижера Клаудио Аббадо. Когда-то он работал ассистентом Джорджо Стрелера в Милане, его постановки отличаются предельной лаконичностью. Он перенес действие из ренессансной Испании во времена гражданской войны XX века. Герои разделились на два лагеря – франкистов и республиканцев. Манрико и Азучена стали борцами за освобождение, близкими к народу республиканцами, а граф Ди Луна и его люди попали в противоположный лагерь. Действие нередко происходит в церквях. Аббадо не все любят, так как он не привык «делать красиво», но многие отдают должное его музыкальности. Жесткие декорации, свободные пространства, широкое использование линии авансцены – все это служит певцам, делает их главными героями оперы. Анна Нетребко, которая в последнее время стала избирательно подходить к постановкам, осталась очень довольна работой Аббадо. Ей понравилась и мода 30-х годов –элегантные платья до колена, пастельные тона, женственные прически. Состав исполнителей в сентябре будет отличаться от февральского. Вместе с российской примадонной выступят аргентинский тенор Марсело Альварес и румынский баритон Джордж Петеан. За пультом тот же дирижер – Марко Армильято. Этот состав поет три спектакля 4, 7 и 10 сентября (19.00), а 13 сентября (19.00) Леонору споет итальянское сопрано Кармен Джаннаттазио.

В очередь с «Трубадуром» в афише стоит «Свадьба Фигаро» в забавной постановке француза Жана-Луи Мартиноти, когда-то признанной лучшей сценической интерпретацией оперы Моцарта. За основу декораций взяты картины фламандского художника XVII века Корнелиуса Гисбрехтса, который был известным мастером так называемых «обманок». Картины-обманки рассказывали о разных действиях людей, которых  мы не знали и никогда не узнаем, например, такой сюжет: к доске крепились письма, обрывки книжных страниц, перья, глобусы, географические карты, бархатные занавеси, чернильницы, черепа, кольца и так далее. Картины имитировали некую интересную тайную жизнь, которая для смотрящего остается за кулисой, кроме некоторых ее материальных свидетельств. Таким образом постановщик, который, к сожалению, умер в прошлом январе, освобождал дорогу для свободных зрительских интерпретаций происходящего в опере Моцарта, не навязывая своих симпатий к тем или иным героям Бомарше. Кто никогда не видел этого спектакля Мартиноти, надо торопиться. «Свадьбу Фигаро» покажут 5, 9, 12, 15 сентября (19.00), а затем еще три спектакля в феврале, и больше в новом сезоне ее нет в афише. По числам опера удобно рифмуется с «Трубадуром» и «Хованщиной». Несколько слов о сентябрьском составе «Свадьбы Фигаро». В нем лидируют роскошная Графиня Доротеи Рёшманн и Керубино Маргариты Грицковой. Многообещающее американское сопрано Андреа Кэрролл поет Сюзанну, чешский бас-баритон Адам Плачетка интерпретирует Графа, а испанец Карлос Альварес – Фигаро. За пультом опытный вагнеровский дирижер Адам Фишер, будет интересно послушать, как он представит Моцарта.

Автор «Хованщины» удачно вписывается в этот интернациональный триумвират великих композиторов ведущих музыкальных держав. Оперу Мусоргского также покажут 4 раза – 8, 11, 14 сентября (18.30) и 17 сентября (18.00). Это постановка Льва Додина (2014) и его российской команды. Режиссер видит «Хованщину» как русскую античную трагедию, сюжет он рассматривает не в локальном ключе, а как универсальный срез российской истории. Дирижирует немец Михаэль Гюттлер, который не раз интерпретировал русские оперы и здесь и за рубежом, его любят певцы и зрители за аккуратные и довольно быстрые темпы. Главная звезда сентябрьских показов (а других и не будет в новом сезоне) – итальянский бас Ферруччо Фурланетто, который поет старшего Хованского. Фурланетто хорошо знаком и с песенным наследием композитора, великолепно владеет русским языком, записал диски, приезжал с концертами в Москву и Петербург. Вагнеровский тенор Кристофер Вентрис исполнит Андрея Хованского, москвичка Елена Максимова споет Марфу.

Для тех, кто остается в Вене на «Жизель» с русскими балеринами Людмилой Коноваловой и Марией Яковлевой, будет актуальным анонс «Травиаты» с Ольгой Перетятько-Мариотти. Примадонна споет целых 4 спектакля: 24 и 29 сентября, 2 октября в 19.30, 27 сентября в 19.00. «Травиата» идет в аскетичной постановке Жана-Франсуа Сивадье. С 2011 года в ней выступили многие известные певцы, включая Натали Дессей и Дмитрия Хворостовского. Многим эстетика спектакля кажется бедной, но в Венской опере есть и другая, более старая, традиционная версия «Травиаты», которая время от времени возобновляется. В работе Сивадье много трогательных моментов из частной жизни Виолетты, мало помпезности. Изящная красотка Перетятько должна выглядеть в ней очень гармонично. Свежее прочтение шедевра Верди обещает дать молодой американский дирижер Джеймс Гаффиган, которому прочат большое будущее. Партнером Перетятько станет молодой певец из Монако Жан-Франсуа Барра, который уже выступает в партиях лирического тенора во всем мире.  

Интенсивная музыкальная жизнь продолжается в сентябре в Милане. В Ла Скала покажут «Тамерлана» Генделя с участием Пласидо Доминго, который здесь возвращается в теноровый регистр. Новую продукцию представляет художественный руководитель Дворца искусств королевы Софии в Валенсии Давиде Ливерморе, тот самый любитель страшных сцен в духе черно-белого немого кино. В оркестровой яме будут сидеть музыканты с исторически информированными инструментами, то есть гарантировано аутентичное звучание. Руководит оркестром знаменитый маэстро Диего Фазолис. Кроме Пласидо Доминго, который выступает 12, 19, 22, 25 и 27 сентября (30 сентября и 4 октября партию Баязета поет Крешимир Спайсер) в спектакле заняты Марианна Кребасса, Беджун Мета, дебютирующий в Ла Скала с этой постановкой, и Франко Фаджоли. При всех минусах режиссерского прочтения, которых может и не оказаться, «Тамерлан» уже выглядит хитом сезона, хотя и прошедшего, так как Ла Скала не открывает сезон, а, наоборот, закрывает, приберегая самое вкусное для финала. Отмечу, что сценических постановок «Тамерлана» крайне мало, обычно оперу дают в концертном исполнении, как оно и было с Доминго в Зальцбурге на фестивале. Это одна из лучших опер «Генделя» о любовных похождениях татарского хана Тамерлана, не лишенная, впрочем, сюжетных «накладок» и исторических недоразумений, вроде совершенно мифологических матримониальных отношений между греками, турками и татарами. Спектакль пройдет 12, 19, 22, 25, 27, 30 сентября и 4 октября. Начало всегда в 20.00, окончание – около полуночи. Опера не короткая, вместе с антрактами длится 3 часа сорок минут. «Тамерлан» - это минимум того, что нужно успеть посмотреть в Милане в сентябре. Если вы решили завершить немецкое или австрийское летнее турне в озерной Ломбардии, то первая неделя сентября в Ла Скала тоже богата событиями. На сцену возвращается «Фальстаф», которого несколько лет назад представили на Зальцбургском фестивале. Сейчас совместная с фестивалем постановка Дамиано Микелетто живет в Милане. Режиссер перенес действие последней оперы Верди в Санаторий для престарелых музыкантов, так называемый Дом Верди, который был выстроен на средства композитора в 1902 году. Воспроизведена обстановка дома, старомодные манеры поведения музыкантов, звезд сцены начала прошлого века. Учитывая, что в Дом Верди трудно попасть без предварительной записи, дотошность режиссера вполне похвальна. В роли Фальстафа блистает комический бас Амброджо Маэстри. Алису Форд поет Кармен Джаннаттазио, миссис Квикли Ивон Неф, Фентона и Наннетту – Франческо Демуро и Ева Лиебау. За пульт оркестра Ла Скала встанет Зубин Мета. Спектакли пройдут 1, 4, 6 и 8 сентября в 20.00.

И в финале дам обзор оперных спектаклей с участием звезд, которых можно послушать у нас, не выезжая за границу. Мариинский театр открывает сезон 12 и 13 сентября последней премьерой театра – оперой Чилеа «Адриана Лекуврёр». Премьеру пела Анна Нетребко, это был дебют певицы в этой роли, любимой всеми сопрано мира. Постановка обычная, традиционная – с кринолинами, корсетами, веерами, париками и прочими театральными аксессуарами. Режиссер хотела, чтобы каждую минуту было понятно, что на сцене главная героиня оперы – актриса. Такой подход делает оперу монотонной, но и раздражителей для глаз в виде простоватого дизайна XXI века тоже нет. «Адриана» идет на сцене Мариинского театра-2, то есть в помещении нового театра. Заглавную роль 12 сентября (19.00) исполняет петербургская примадонна Татьяна Сержан. Мориса Саксонского поет москвич Нажмиддин Мавлянов, что тоже добавляет спектаклю весомости. Победительница последнего Конкурса Чайковского Юлия Маточкина исполнил роль принцессы Де Буйон. За пультом в вечер открытия сезона встанет Валерий Гергиев, который дирижировал и премьерой. 13 сентября (19.00) Адриану поет Татьяна Павловская, исполнителя Мориса объявят дополнительно, как и имя дирижера.

Для тех, кто приедет в Петербург ради Татьяны Сержан, а поездка того несомненно стоит, можно остаться и на 14 сентября. Она будет петь Елизавету в «Дон Карлосе»  (начало в 19.00 на сцене Мариинский-2). Это нейтральная, достаточно скромная в постановочном плане работа 2012 года, украшенная красивыми стильными костюмами в духе полотен Веласкеса. Имеются и видео-декорации, но они не раздражают. Кроме Сержан в спектакле заняты замечательные солисты Мариинского театра Владислав Сулимский, который поет маркиза Родриго ди Поза, и Юлия Маточкина – принцесса Эболи. Исполнителя заглавной роли пока не объявили, но спектакль будет интересным и с уже имеющимися солистами. Опера длится 4 часа 10 минут, запланированы 2 антракта. Про московские оперные театры расскажу в следующем обзоре, когда будут известны составы на октябрь.

Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»

footer




Театры Фестивали Концертные залы Мюзиклы и кабаре Карнавалы и балы Путешествия и отдых

Продать билет Как оплатить Контакты



подписаться

ТБП "Бинокль" в ОдноклассникахТБП "Бинокль" в Google+ТБП "Бинокль" в ТвиттереТБП "Бинокль" в сети FacebookТБП "Бинокль" В Инстаграм ТБП "Бинокль" В КонтактеМы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
Наш aдрес: Москва, Б. Дмитровка, д. 17 (здание Музыкального театра им. К.С. Станиславского)
Нaш телефон: (495) 225-8334,
Skype: tbpbin
Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить")
Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.

Все права защищены.
Материалы сайта www.binoculars-travel.ru не могут быть использованы без письменного разрешения компании ТБП «БИНОКЛЬ»

counters