Балетная афиша октября: Милан, Лондон, Мюнхен, Москва, Санкт-Петербург

16, 19 и 24 октября в «Ла Скала» — три звездных балетных вечера. Традиционно мы ждем от миланского театра оперных сенсаций, триумфов, открытий, но в этот раз статус эксклюзивного события приобретут показы балета Кеннета Макмиллана «История Манон». Эксклюзивность гарантируют две этуали: Светлана Захарова в партии Манон и Роберто Болле в партии де Грие.

Спектакль, созданный для «Ковент-Гарден» в 1974 году, при всем нынешнем многообразии балетной продукции выглядит моложе и актуальнее новейших проектов (в том числе на тему про «это»). «Манон» вдохновлена музыкой Массне, но в ней нет ни ноты из одноименной оперы. Есть фрагменты из других оперных партитур композитора – «Сида», «Таис», «Дон Кихота», «Клеопатры», «Ариадны», «Золушки», «Гризельды», «Керубино».  Авантюрность, отличающая сюжет «Манон», некоторым образом отразилась и на судьбе балета Макмиллана. По судебному решению балет за пределами Великобритании должен ставиться под названием «L’histoire de Manon» — «История Манон».

Хотя спектакль родился в эпоху довольно свободных нравов, избежать упреков в аморальности ему не удалось. А как иначе: историю о девице, которая стремилась к красивой жизни любой ценой, нельзя назвать типично балетной, тем более — изящной. И все же роль Манон – настоящий клад для артистически одаренных балерин. И в партии де Грие – кроме изрядных технических сложностей – есть простор для актерских поисков.

Светлана Захарова часто выступает вместе с Болле. И не только потому, что звезде полагается быть рядом со звездой. В одном из недавних интервью прима призналась: «Роберто Болле – тот человек, который целиком и полностью выкладывается, отдается всему даже во время репетиций. Ни одного халтурного движения. Все время полное напряжение, как будто происходит спектакль. В этом мы единомышленники. <…> Каждый раз между нами возникает какая-то особая энергия и эмоция. С ним я чувствую себя свободной, раскрепощенной». Именно этого мы и ждем в таком сложном, эмоциональном, чувственном спектакле, как «История Манон».

За дирижерским пультом – главный дирижер Музыкального академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов.

8, 13, 19 октября в «Ковент-Гарден» будет показан «Майерлинг» Кеннета Макмиллана. Классический по художественному совершенству балет на абсолютно безумный (при этом правдивый) сюжет создавался мастером для труппы Covent Garden. В течение 7 лет, с 1970-го по 1977-й, Макмиллан возглавлял Королевский балет, работал с ним и после — в статусе главного хореографа. Поэтому он знал, что под силу артистам. Балет посвящен Фредерику Аштону – легендарному хореографу, основателю Royal Ballet.

Главный герой спектакля — кронпринц Рудольф, представитель династии Габсбургов. Сюжет строится вокруг суицидальных порывов Рудольфа и попыток их психологического объяснения. Импульсом к обращению к столь небалетной теме стал роман Джорджа Рихарда Марека «Орлы умирают: Франц Иосиф, Елизавета и их Австрия». Поскольку создана книга автором, писавшим в основном про музыкантов, она наделена сильным музыкальным биополем. История смятенного кронпринца, запутавшегося в своих желаниях и заигравшегося со смертью, идеально соединилась с музыкой Ференца Листа.

Основную сюжетную линию балета можно представить так. Рудольф, которого больше всего занимают игры со смертью, а попутно морфий и эротические авантюры, вступает в политически выверенный брак с принцессой Стефанией. Это не удерживает его от прежних страстей. В поле внимания героя оказывается юная баронесса Мария Вечера. Она становится его поклонницей, любовницей и рабой. Рудольф предлагает Марии вместе покончить жизнь самоубийством. Та не в силах отказать ему. Все совершается в охотничьем поместье Майерлинг. На сцене эта фантасмагория предстает как завораживающее, гипнотизирующее действо.

Образ странного человека, который не может привыкнуть к нашему суетному миру, часто появлялся в творчестве Макмиллана. Это и «Сомнамбулизм» (1953), и «Дурнушка» (1954), и «Анастасия» (1967).  В них хореограф подходил к опасной грани – и оставался прекрасным. Почти мистикой кажется то, что последние мгновенья его земной жизни совпали с показом «Майерлинга».

В спектаклях 8, 13 (вечерний показ), 19 (вечерний показ) октября партию Рудольфа исполняет Эдвард Уотсон, партию Марии Вечеры – Наталья Осипова. О своем партнере Наталья говорит: «Мы родные по группе крови. Совпадают движения, телами друг друга чувствуем. В “Майерлинге” у нас одинаковые реакции, экспрессия». В партии Марии Лариш, племянницы императрицы Елизаветы, выступит Сара Лэмб. За дирижерским пультом – Коэн Кесселс.

16, 17, 30 и 31 октября в Большом театре можно будет увидеть «Драгоценности» — знаменитый балет Джорджа Баланчина на музыку Габриэля Форе, Игоря Стравинского и Петра Чайковского. Впервые спектакль был показан публике в 1967 году, и она, не смутившись бессюжетностью, с тех пор его очень любит и считает не менее классичным, чем «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонда».

Название и визуальная идея трех частей балета вдохновлены ювелирной витриной: первая часть – «Изумруды», вторая – «Рубины», третья – «Бриллианты». Причем витрина – это не метафора: на балетмейстера сильное впечатление произвели ювелирные коллекции компании Van Cleef & Arpels.  Изысканность пластики, соединяясь с утонченностью сценографии, элегантностью изумрудно-зеленых, пламенно-рубиновых и сверкающе белых костюмов, соревнуется с магией драгоценных камней.

Поэтичный Баланчин к ювелирным драгоценностям добавляет драгоценности творческие: каждая часть балета – это дань хореографическим традициям и художественным вкусам той страны, где ему довелось работать. Так, в изумрудных тонах под нежнейшую музыку Форе рождается образ Франции. Рубиновые оттенки в сочетании с колкой, щедро приправленной синкопами музыкой Стравинского символизируют активный пульс Америки. А бриллианты по ювелирно-эстетической классификации Баланчина — идеальный эквивалент блеска русского балета эпохи Чайковского и Петипа. И в этой «бриллиантовой» части как раз можно увидеть напоминания о сценах «Лебединого озера».

Главным в «Изумрудах» художник Елена Зайцева, познакомившись с ретро-коллекциями Van Cleef & Arpels, сделала женский образ в стиле модерн с изысканным декором, незавершенными линиями. В «Рубинах» мы увидим озорные, почти коктейльные платьица, подходящие для танцевальной вечеринки на Манхэттене. А в «Бриллиантах» — белые костюмы, напоминающие о принцах и принцессах из романтических балетов.

В афише Большого «Драгоценности» появились в 2012 году. С артистами театра работали педагоги-репетиторы, танцевавшие в труппе Баланчина: Сандра Дженнингс, Мэррилл Эшли, Пол Боуз. В спектаклях участвует весь цвет балетной труппы театра. Светлана Захарова, Евгения Образцова, Екатерина Шипулина, Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов, Семен Чудин имеют в своем репертуаре партию в «Драгоценностях». Пока театр не сообщает состав артистов, участвующих в октябрьских спектаклях, но он в любом случае будет сильным (и красивым). Известно, что 16 и 17 октября за дирижерским пультом — главный дирижер Большого Туган Сохиев, 30 октября – Павел Сорокин, 31-го – Алексей Богорад.

А 27 и 28 октября «Драгоценности» («Jewels») можно увидеть в Баварской опере — Bayerische Staatsoper. В театре этот спектакль пойдет впервые. Он создается при поддержке Van Cleef & Arpels, что как раз не удивительно. Удивительное и замечательное обстоятельство – костюмы. Они повторяют те, что были созданы для премьеры «Драгоценностей» в Нью-Йорке в 1967 году Барбарой Каринской (Barbara Karinska). Она работала над костюмами едва ли не для всех постановок Баланчина: что-то Барбара шила по чужим эскизам, что-то полностью «сочиняла» сама. (Кстати, в свободное от проектов Баланчина время она творила для Голливуда и Бродвея.)

Мюнхенская премьера «Драгоценностей» — прекрасный шанс увидеть то, как выглядели «изумруды», «рубины» и «бриллианты» при рождении спектакля в 1967 году.

В постановке задействованы солисты и кордебалет Bayerische Staatsoper. Музыкальный руководитель постановки – Роберт Раймер. Партию солирующего фортепиано в Каприччио Стравинского – того, что стало основой «Рубинов» — исполняет Адриан Этикер.

10 октября в Михайловском театре — «Баядерка» с Иваном Васильевым в партии Солора. Это большой, красивый балет с виртуозными сольными партиями, поэтичными дуэтами, эффектными сценами с кордебалетом. В нем к классической хореографии и к классической для балета XIX века сюжетной основе (юноша и девушка полюбили друг друга, но им мешают быть вместе) добавляется пряный восточный колорит. Действие происходит в Индии, поэтому на сцене — все или почти все, что хотел бы видеть европеец, не бывавший в этой стране: слон, злой раджа, прекрасные храмовые танцовщицы и даже змея.

В Михайловском театре спектакль идет в хореографии Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани. Готовил спектакль к премьере (2012) Михаил Мессерер.

Трудно сказать, чего больше в партии воина Солора: мужественности, нежности или душевных терзаний.  Все это попадает в зону интересов Ивана Васильева, — обожающего классический танец и при этом стремящегося внести в него что-то свое. Он признается, что его за это «ругают». Пока эти неизвестные высказывают свои претензии, публика поддерживает артиста бурными аплодисментами.

27 октября Иван Васильев выйдет на сцену Михайловского театра в балете «Лауренсия» Александра Крейна. Он исполнит партию Фрондосо – отважного, честного парня из деревни Фуэнте Овехуна («Овечий источник»), выступившего против Командора-тирана. «Лауренсия» вошла в репертуар Михайловского в 2010 году. Это, как пояснил балетмейстер-постановщик Михаил Мессерер, «спектакль по мотивам постановки Чабукиани с использованием его хореографии»: «что-то пришлось добавить, в частности, соединения между номерами, а что-то сократить». Критики отметили удачность самого репертуарного решения, красочность постановки и «современный драйв» массовых сцен. Балет увлекает сочетанием классического и характерного танца. И, конечно, особый интерес вызывает исторический контекст, в котором Вахтанг Чабукиани ставил «Лауренсию»: это был 1939 год. Три года назад разгромной критике подвергся вполне идеологически правильный балет Шостаковича «Светлый ручей» в постановке Лопухова.

«Лауренсия» — образец сталинского классицизма, но слово «сталинский» не должно отпугивать театралов. Михаил Мессерер напоминает: «Люди творили вопреки людоедскому режиму, создавали шедевры, находясь под дамокловым мечом: то ли тебе дадут сталинскую премию, то ли отправят в ГУЛАГ, а порой и то, и другое в разных последовательностях. Жете по кругу они должны были оправдывать теорией социалистического реализма» (из интервью для «Независимой газеты»).

Счастье, что сегодня и жете, и пируэты не нуждаются в идеологическом обосновании. Иван Васильев дебютировал в партии Фрондосо в 2012 году (его Лауренсией была тогда Наталья Осипова). Единственное, что ограничивает его в выборе дополнительных сложных элементов в вариациях, —  соответствие характеру героя и требования стиля.

 

Алевтина Бояринцева

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона